Сокольская М.В.

Профессиональная деятельность как фактор личностного здоровья профессионала

Ключевые слова: личностное здоровье профессионала, личность профессионала, профессиональная деятельность, субъективное благополучие.

Аннотация: В статье приведены результаты эмпирического исследования личностного здоровья профессионала (ЛЗП), в котором установлено, что под влиянием особенностей, характеризующих определённый тип профессиональной деятельности (на примере профессий типа «человек–техника» и «человек–человек»), формируется профессионализм как условие ЛЗП, проявляющийся: – в уровне субъективного благополучия (СБ): наиболее высокий – у машинистов локомотива, низкий – у педагогов; – в количественной и качественной динамике уровней СБ в процессе профессионализации: у поездных диспетчеров с ростом профессионализации прямо пропорционально растёт количество субсфер, состоянием которых удовлетворены субъективно-благополучные респонденты; у машинистов локомотива аналогичные количественные изменения колеблются от +1 до –1; у педагогов динамика обратная поездным диспетчерам; – в структуре и содержании субсистемного и системного уровней, а также во взаимодействии этих уровней: у машинистов в структуре субсистемного уровня на всех этапах профессионализации выявлено взаимодействие подсистем внешней и внутренней детерминации и регулятивности и их амбивалентная роль в структуре ЛЗП; кроме того, в структурах субсистемного и системного уровней машинистов выявлен фактор «самоактуализации – регулятивности»; – у поездных диспетчеров в структуре субсистемного уровня первокурсников и профессионалов также присутствует фактор «самоактуализации – регулятивности», а у первокурсников и выпускников – внутренней / внешней детерминации; – в структурах субсистемных уровней поездных диспетчеров и машинистов локомотива более значимую роль играет подсистема внутренней детерминации, а у педагогов, наоборот, – внешней; – ЛЗП на системном уровне: у поездных диспетчеров обеспечивается преимущественно благодаря наличию подсистем регулятивности и самоактуализации, у педагогов – направленности и самоактуализации, у машинистов локомотива (у студентов) – самоактуализации и регулятивности, у профессионалов – самоактуализации и направленности; – в содержании ресурсных и деструктивных подсистем

DOI:

Просмотры: 320

86806188