Дикая Л.Г., Наличаева С.А.

Самоактуализационный личностный потенциал и профессиональное выгорание педагогов

Ключевые слова:  самоактуализация, ценности, педагог, субъектность, эмоциональное выгорание, личностный потенциал, регуляция, самодетерминация.

Аннотация: В данной статье рассматриваются результаты анализа взаимосвязи показателей, симптомов и фаз выгорания с личностным потенциалом у учителей и преподавателей. Показано, что профессиональное выгорание у учителей и преподавателей проявляется по-разному: у учителей оно более выражено и затрагивает преимущественно эмоциональную сферу, а у преподавателей – сферу отношений к себе, профессии, окружающим. Необходимо подчеркнуть, что выгорание рассматривается как вид психического состояния личности, более других состояний, отрицательно воздействующего на свойства и качества личности, включая его высшие потребности и высшие ценности. В работе определена качественная и количественная специфика комплексов личностных качеств, способствующих или препятствующих выгоранию педагога. Обосновано, что самоактуализация и связанные с ней ценностно-смысловые особенности личности, мотивы, особенности самоотношения и отношения к профессии взаимосвязаны между собой и составляют интегральную характеристику развития личности – личностный самоактуализационный потенциал. Выявлено, что самоактуализационный личностный потенциал в зависимости от выраженности личностных качеств и ценностно-смысловых характеристик, его составляющих, может препятствовать или способствовать развитию выгорания и других неблагоприятных состояний педагогов. Представлены модели высокого и низкого личностного самоактуализационного потенциалов педагогов. Показано, что высокий самоактуализационный потенциал у учителей снижает проявления эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений, а у преподавателей – редукции персональных достижений и деперсонализации. Эти данные позволили рассматривать самоактуализационный личностный потенциал педагога, включающий комплексы ценностей разного уровня, как метакачество, ядро которого составляют ценности, детерминирующие резистентность педагога к выгоранию. В исследовании приняли участие педагоги и учителя г. Севастополя в количестве 80 человек.

DOI:

Просмотры: 249

86806188