Иванова Е.М.

К проблеме психологической готовности человека к жизни и профессиональной деятельности

Ключевые слова: личность, субъект деятельности, познавательная деятельность, развитие, формирование, динамика, психологическая готовность.

Аннотация: Статья посвящена проблеме психологической готовности человека как личности и субъекта труда. Психологическая готовность рассматривается как сложное динамическое системное явление социально и жизненно значимое, так как социально-экономические, социальные и технические преобразования, с которыми сталкивается человек, требуют от него готовности к самоопределению, преодолению, идентификации с тем миром, в котором он живет и трудится, адаптации к непредсказуемо изменяющимся событиям в обществе и профессиональной деятельности, к самореализации, осознанию своих актуальных возможностей и перспектив их развития. В статье представлен новый подход к изучению предпосылок формирования личности и субъекта труда как потенциальной основы успешности человека в жизни и профессиональной деятельности. Теоретической основой этого подхода являются концепция теории деятельности А.Н. Леонтьева, теоретические и экспериментальные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященных онтогенетическому развитию личности и субъекта труда в допрофессиональный период жизни. В статье представлен анализ этих работ, который позволил сделать предположение о том, что изучение динамики развития познавательной деятельности выявит основные особенности, механизмы регуляции и формирования личности и субъекта труда. Представленный в статье анализ развития познавательной деятельности как динамической полисистемы, включающей последовательно сменяющиеся фазы: ознакомительно-познавательную, познавательно-ориентировочную, познавательнопреобразующую, учебно-познавательную и учебно-профессиональную, каждая из которых обеспечивает формирование разных уровней личности и субъекта труда посредством образования изменяющихся иерархических взаимосвязей, позволил выявить три уровня формирования человека как личности и субъекта труда. В результате анализа также выявлена возможность применения познавательной деятельности как интегрального показателя потенциальных ресурсов психологической готовности человека к жизни и профессиональной деятельности. Это позволит прогнозировать характер и направленность познавательной активности, осознание социальной и личностной значимости, психическое развитие и функциональные возможности, перспективы совершенствования, а также осуществлять консультирование на разных этапах формирования психологической готовности человека к жизни и профессиональной деятельности.

DOI:

Просмотры: 287

86806188