Звенигородская Г.П.

Понимание в контексте образования: феноменологическая оптика

Ключевые слова: феноменологический подход, субъективная специфика понимания, духовная интенция, методы рефлексивного постижения, нетехнологичность методов понимания

Аннотация: В статье делается акцент на методологическую значимость категории понимания для гуманитарных наук и социальных практик. Актуальность исследования природы и механизмов этого феномена связана с проблемами образования, главная из которых видится в ограничении феномена понимания гносеологическим контекстом. Вместе с тем способность к пониманию становится сущностной характеристикой, критерием психолого-педагогической компетентности специалиста профессиональной сферы «человек–человек», учитывающего следующую закономерность: чем сложней механизмы взаимодействия, тем тоньше и продуктивней «технологии» взаимодействия. Рецепция феноменологии психологией и педагогикой представлена положениями, сущностно меняющими представление об отношениях участников образовательного процесса. Выбор феноменологического подхода для экспликации феномена понимания связан с онтологическим смыслом образования, что позволяет рассматривать понимание в образовательном процессе в более широком научно-практическом диапазоне. Рассматривать проблему понимания в контексте феноменологического подхода – это, по сути, используя метод феноменологической редукции, сместить акценты с формализованного образования на личностно-ориентированное. Феноменологическая оптика позволяет не только теоретически усилить многоаспектную сущность категории понимания, но и с помощью феноменологических методов обогатить практику понимания в образовательной деятельности. В статье рассматриваются условия и феноменологические методы, обладающие высокой степенью эвристичности и интерактивности и способствующие пониманию личности в образовательном процессе.

DOI:

Просмотры: 256

86806188