Стрелков Ю.К., Головей Л.А.

Гуманитарный подход к изучению личности профессионала

Ключевые слова: человек, периодизация профессионального развития, гуманитарный подход, время, пространство, энергия, язык, значимый другой, сочувствие, сопережевание, содействие, образ мира, структура опыта.

Аннотация: В статье предпринята попытка построить понятие личности, сочетая его с категорией времени. Представлена краткая экспозиция периодизации профессионального развития, поскольку гуманитарный подход к изучению личности направлен на исследование проблемы развития. Развитие проявляется в способности выйти за рамки привычных способов действий, а одним из главных показателей личностной зрелости является способность осуществлять деятельность в относительной свободе от заданных условий. Личностную зрелость автор рассматривает как множественный феномен, составляющими которого являются такие интрапсихические компоненты, как ответственность, осознанность, способность к самоуправлению, жизнестойкость. Акцентируется внимание на то, что формирование зрелости личности происходит в процессе решения основных жизненных задач и преодоления кризисов, специфических для каждого возрастного периода. В статье намечен контур гуманитарного подхода, основная цель которого – сохранить, удержать человеческое. В задачи рассматриваемого подхода входит построение уважительного отношения к человеку. Гуманитарный подход основан на признании роли значимого другого. Понятия времени, пространства, энергии, языка введены с акцентом на роли значимого другого, сочувствия, сопережевания, содействия. Показана важность для разработки темы понятий «образ мира» и «исполнительный опыт». Понятие «образ мира» позволяет увидеть человека в пространстве и времени и реконструировать содержание его внутреннего мира. Важность изучения исполнительного опыта в рамках гуманитарного подхода объясняется тем, что ежедневно повторяющаяся деятельность и устойчивые отношения с людьми формируют личность, укрепляют ее структуру.

DOI:

Просмотры: 280

86806188