Ковальчук А.М.
Символы русской (этнокультурной) идентичности в печатной рекламе соотечественников в Китае
Ключевые слова: идентичность, культурный архетип, печатная реклама, эмиграция, символ, образ.
Аннотация: В статье рассматривается символы русской культурной идентичности на материалах печатной рекламы русской эмиграции «первой волны». Автор детально анализирует базовые компоненты русской национальной идентичности: этнический, географический, конфессиональный, политический, лингвистический и экономический. Центральным признаком идентификации русской диаспоры в Китае был русский язык. В статье рассматривается использование русских литературных образов и символов в эмигрантской рекламе. Анализируется использование старой и новой русской орфографии в русской печатной рекламе в Китае. Объясняется, почему в эмигрантской рекламе использовалась только старая (дореволюционная) орфография. Утверждается, что подлинным животным-символом, отражающим специфику русской эмиграции в Китае был тигр. Его изображение наиболее часто встречается в эмигрантской печатной рекламе. Особое внимание уделено символу Святой Руси, отраженному в образе Храма Божьего. Таким храмом был Свято-Никольский собор, построенный в Харбине в начале ХХ в. Этот храм изображался в русской эмигрантской рекламе. Статья написана на основании анализа рекламы, опубликованной в 1920–30-х гг. ХХ в. русскими в Китае в газетах «Заря» и «Рупор». Это наиболее популярный вид изданий среди соотечественников-эмигрантов. Напечатаны отдельные образцы рекламы.
DOI: