Забияко А.А.
Жанровые поиски в прозе русского Харбина: пропаганда, «непреодоленная биография» или возрождение эпоса?
Ключевые слова: дальневосточная эмиграция, русский Харбин, жанровые поиски, пропаганда, массовый читатель, читательские стратегии, эпос, рассказ, повесть, роман, «Рубеж», беллетристика, эсхатология, антиутопия, притча, анекдот, аллюзии.
Аннотация: Проза русского Харбина – феномен, отразивший специфику социокультурного, общественно-политического и собственно литературного развития дальневосточной эмиграции. Харбинские писатели практически не имели дореволюционного опыта сочинительства, зато прошли фронты Первой мировой и Гражданской войн. Начало динамическому развитию харбинской прозы было положено после 20-х гг. ХХ в., когда в Харбин хлынул поток литературы из метрополии, западной эмиграции и Европы, а харбинский читатель ощутил интерес к беллетристическим жанрам. Харбинский читатель в своем большинстве состоял из домохозяек, средней руки чиновников и учащейся молодежи. Поэтому жанровые поиски харбинских прозаиков проходили на стыке пропагандистских посылов и художественных устремлений русской прозы первой половины XX в. и европейской беллетристики. В еженедельном журнале «Рубеж» под броскими названиями печатались произведения самого разного идейно-художественного наполнения: от «бульварных» рассказов до новелл и повестей, имеющих многоуровневое смысловое наполнение. Повесть Арсения Несмелова «Ледяная гибель» (1929) представляет один из лучших образцов жанрового эксперимента в харбинской литературе. С одной стороны, в ней обнаруживаются следы пропагандистской прозы Советской России 20-х гг. (А. Чаянова, В. Кириллова, Я.М. Окунева), контрпропагандистской прозы эмиграции (П. Краснова, П. Тутковского). Однако открытость А. Несмелова разным художественным системам и склонность к художественной универсализации сформировали совершенно уникальное в жанровом отношении образование. Эсхатология и антиутопия соединились в нем с метапоэтической и фельетонной рамкой. Символистский текст с пропагандистским. Авантюрная повесть с притчей. К сожалению, журнальный формат публикации и уровень читательской аудитории русского Харбина не способствовали полноценному восприятию авторской стратегии Несмелова. Время адекватной рефлексии несмеловской прозы наступает сегодня. Впервые осуществлена и публикация повести в России
DOI: