Анчукова Н.И.

Психологические факторы профессиональной дезадаптации (на примере бизнес-тренеров банковской сферы)

Ключевые слова: адаптация, организационная культура, профессионализм, психологические факторы, текучесть персонала, мотиваторы, демотиваторы, стиль руководства, карьерные ориентации, субъективная оценка, удовлетворенность трудом, условия труда, содержание деятельности, уровень притязаний.

Аннотация: В статье приведены результаты исследования, посвященного анализу психологических факторов профессиональной дезадаптации бизнес-тренеров одного из коммерческих банков. Автор рассматривает проблему профессиональной дезадаптации как результат взаимодействия двух субъектов профессиональной деятельности – организации и сотрудника. Роль организации должна реализовываться в выявлении психологических особенностей персонала, построении адекватной системы подбора и мотивации персонала, внесении позитивных стимулов в содержание труда, улучшении его условий. Роль сотрудника в данном процессе также не должна ограничиваться выполнением своих профессиональных функций, а дополняться некоторыми рефлексивными действиями, постоянным самоанализом, саморазвитием. Согласно приведенным эмпирическим данным, первые симптомы профессиональной дезадаптации могут проявиться уже в особенностях субъективного восприятия организационной культуры и стиля руководства. Зачастую специфика этого восприятия не связана с уровнем квалификации специалиста, а порой даже имеет обратную корреляцию: чем выше профессиональный уровень – тем негативнее восприятие организации. Автор пытается найти причины дискомфорта, который испытывают сотрудники как в их собственных психологических характеристиках, так и в имеющих место несоответствиях между их потребностями и тем, что предлагает им организационная культура данного учреждения. В связи с полученными выводами исследования подчеркивается потенциальная возможность решения основной проблемы профессиональной дезадаптации, проявляющейся в текучести кадров. Для этого необходимы изменения как в процедуре подбора персонала, так и в самой системе нематериального стимулирования труда.

DOI:

Просмотры: 540

86806188