Соболева Т.Н.
Метаинтеллектуальные операции как регуляторы эффективности деятельности оператора в условиях тренажера
Ключевые слова: эффективность деятельности, метаинтеллектуальные операции, функциональные, операционные, регулирующие компоненты, управляющая деятельность; тренажер
Аннотация: В статье рассматривается проблема управляющей деятельности на тренажере в сочетании с целенаправленным обучением метаинтеллектуальным операциям машиниста-оператора с опытом поездной работы. Решение данной проблемы позволит реализовать одно из основных требований психологической профессиональной подготовки – учет индивидуальных различий профессионалов и стадий профессионализации. Основываясь на функционально-генетическом подходе В.Д. Шадрикова, следует отметить, что метаинтеллектуальные операции – это функционально-структурное образование и взаимодействие каждого компонента, подчиняющегося принципу гибкого взаимосодействия. Метаинтеллектуальные операции включают в свою структуру функциональные, операционные и регулирующие компоненты. Функциональные компоненты – это природная основа процессов создания индивидуального опыта субъекта. Операционные компоненты – это интеллектуальные операции, которые являются результатом обучения, основой накопления и преобразования опыта субъекта. Регулирующие компоненты – это интеллектуальные операции, реализующиеся через призму личности, качеств, ценностей и смыслов. На основании проведенных экспериментов можно сделать заключение, что такие метаинтеллектуальные операции, как восприятие, понимание, моделирование могут выступать в качестве психологических подсистем управляющей деятельности, при условии целенаправленного, осознанного их применения, то, следовательно, они могут выступать и в качестве регуляторов управляющей деятельности, повышающих ее эффективность. Когда оператор целенаправленно применяет такие метаинтеллектуальные операции, как восприятие, понимание, моделирование при решении управляющих задач, то метаинтеллектуальные операции, включаясь в структуру управляющей деятельности, начинают проявляться разными гранями. Требования и условия деятельности определяют проявление той или иной грани метаинтеллектуальных операций, которая повышает эффективность деятельности.
DOI: