Сокольская М.В., Давыдов Ю.А.

Специфика ресурсного обеспечения становления профессионала

Ключевые слова: становление профессионала, профессионализация, личность, профессиональная деятельность, ресурсы, деструкторы, поездные диспетчеры, машинисты локомотивов, педагоги

Аннотация: В статье анализируется процесс становления профессионала под влиянием основных обеспечивающих его метасистем: профессиональной деятельности, личности, макро- и микросоциума, где профессиональная деятельность рассматривается в качестве системообразующего фактора жизнедеятельности личности. Определено, что, наряду с положительным (ресурсным) влиянием, эти метасистемы содержат в себе мощный деструктивный потенциал. Сущностное различие ресурсов и деструкторов заключается в их вкладе в достижение актуальных для личности потребностей, целей, ценностей, т.е. в обеспечении процесса становления профессионала. В качестве ресурсов и деструкторов выступают как характеристики личности, так и особенности профессиональной деятельности, выраженность, адекватность которых в контексте актуальной ситуации жизнедеятельности личности и является определяющим фактором в их влиянии на становление профессионала (ресурсном или деструктивном). В этой связи данные подсистемы приобретают как бы «распределенный характер», предстают инверсионную форму всех других подсистем. Поэтому ресурсы и деструкторы, характеризуя целостную структуру личности профессионала и являясь неотъемлемой её частью, формируют баланс, нарушение которого может привести к дезорганизации, разрушению личности в целом. Следовательно, становление профессионала обеспечивается сбалансированным «распределением» подсистем ресурсов и деструкторов на всех уровнях его структурной организации и в системе всех видов детерминант. Результаты эмпирического исследования показали, что формирование систем ресурсов и деструкторов подчиняется определенным закономерностям, существенное влияние на формирование которых оказывает тип профессиональной деятельности.

DOI:

Просмотры: 514

86806188