Опарина Н.М., Тюрина Ю.А.
Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах
Ключевые слова: адаптация, адаптационный синдром, фазовая модель адаптации, интрафизическая переменная адаптации, детерминанты адаптации, кривая адаптации.
Аннотация: В статье дается обзор психологических исследований проблем адаптации иностранных студентов, рассматриваются вопросы общих и индивидуальных причин адаптационного синдрома иностранных студентов, выделены наиболее важные переменные этого явления. В статье определены два важнейших фактора, влияющие на процесс адаптации к жизни и учебе в иностранном университете – контакты с местным населением и прежний опыт пребывания за рубежом. Оба этих фактора совместимы и поддерживают интерпретацию изучения культуры и социальных навыков в процессе адаптации. Выявлено, что степень социального взаимодействия между иностранцами и местным населением имеет прямое отношение к адаптации первых. В статье рассматриваются теории моделей адаптации. Представлена описательная модель адаптации иностранных студентов, согласно которой адаптация изменяется во времени по U-образному закону, дополнена W-образной кривой адаптации, где первая половина соответствует адаптации в новой среде, а вторая её половина соответствует периоду реадаптации по возвращении в собственную страну. Рассмотренная социально-психологическая модель временной адаптации опирается на различные специфические детерминанты и является универсальной в таких случаях, как вступление в брак, переход на другую работу, появление первого ребенка или переезд на другое место жительства. В статье рассмотрены теории стадий адаптации иноязычного обучающегося, приведены этапы и фазы адаптации применительно к учебному процессу. Важность изучения данного вопроса объясняется не только интересом к успеваемости иностранных студентов, но и к способам повышения эффективности обучения и качественной подготовке национальных кадров для зарубежных стран.
DOI: