Костин А.Н., Голиков Ю.Я.
Теоретические основания исследования психической регуляции поведения и деятельности
Ключевые слова: поведение, деятельность, психическая регуляция, обратная связь, саморегуляция, метакогнитивизм, организация активности, организационно-процессуальный подход.
Аннотация: Статья посвящена анализу состояния отечественных и зарубежных исследований психической регуляции поведения и деятельности. Выделены пять основных направлений этих исследований, основанных на отличающихся теоретических позициях: описании регуляции как механизма обратной связи, структурно-функциональных представлениях регуляции, изучении мышления, образов и концептуальных моделей как определяющих регуляцию деятельности, саморегуляции и метакогнитивизма. Для каждого из перечисленных направлений показаны их достоинства и ограничения. В статье показано, что основными проблемами исследования регуляции являются следующие: отсутствие общепринятого определения психической регуляции и необходимость разработки единой методологической позиции к исследованию регуляции, основанной на таком определении. На основе анализа нескольких групп определений регуляции, используемых в различных концепциях, предлагается ее общее определение: психическая регуляция – это непрерывный процесс организации психической активности по содержанию и во времени в зависимости от меняющихся объективных и субъективных условий. Исходя из введенного определения регуляции сформулирован новый организационно-процессуальный подход к ее анализу: психическую регуляцию необходимо рассматривать как разнокачественный по психологическому содержанию, разный по сложности и неоднородный процесс организации активности. Основные положения предлагаемого подхода раскрывают требования к разработке концептуальных представлений регуляции. Первым положением подхода является требование ее описания как организации психической активности. Второе – определяет необходимость рассмотрения регуляции как процесса. Третье – состоит в требовании раскрытия разнокачественности содержания организации активности. Четвертое – заключается в требовании описания разной сложности организации активности, отражающей ее разнокачественность. Пятое положение подхода постулирует необходимость раскрытия неоднородности процесса организации активности, обусловленной изменением качества ее содержания во времени.
DOI: