Тайсина Э.А.

Принцип единства бытия и познания в метафизике Аристотеля и диалектике Гегеля

Ключевые слова: Аристотель, Гегель, принцип единства, единое, единичное, единственное, многое, бытие, познание, мышление, опыт, субъект, объект

Аннотация: Статья посвящена рассуждению о принципе единства бытия и познания, основанному на материале мета- физики Аристотеля и диалектики Гегеля, у которых указанный принцип был принят и серьезно разрабатывался (в целом в русле объективного идеализма). Проблема состоит в том, что гегелевская философия за время постструктурализма-постмодернизма уступила влиянию Канта и неокантианства. Между тем в кантианстве признан известный разрыв между явлением и вещью-в-себе, что придало забвению принцип единства бытия и познания, узаконив конвенционализм в философии науки. Позитивистские идеи об открытом или замаскированном соглашении, лежащем в основе научного познания, неизбежно привели к возникновению когерентистской концепции научной истины. Правда, классик конвенционализма А. Пуанкаре подчеркивал, что принципы – эти «соглашения и скрытые определения» – всё же извлечены из опыта. Но это не меняет понимания отношений между «научными фактами» как зависимости от некоторых конвенций. В итоге совместных усилий философии науки и постмодернистского методологического номинализма оказались скеп- тически «подвешенными» такие понятия, как бытие, сущность, истина, субъект и т.д. Ставя своей задачей восстановить в правах указанный принцип, мы прибегаем к истокам философской классики, дабы вернуть на авансцену современности эссенциализм «больших нарративов», достоинство и фундаментальность рационали- стической функции философии.

DOI: 10.31079/1992-2868-2022-19-3-147-157

Просмотры: 133

86806188