Лившиц Р.Л.

Казаться и быть: смысложизненные ориентации личности в меняющемся мире

Ключевые слова: смысложизненный выбор, имитация, становление личности, успех, самореализация, «лоно мировой цивилизации», самодостаточность, система образования

Аннотация: Предмет рассмотрения – один из фундаментальных вопросов, встающих перед любым человеком в процессе его духовного становления и самореализации. Выбор в пользу бытия возлагает на личность нелегкую обязанность добиваться реальных результатов в избранной профессии, что невозможно без длительных усилий и напряженного труда. Выбор имита- ции в качестве смысложизненной стратегии открывает легкий путь к успеху, однако результаты имитационной деятельности, обладая внешним сходством с продуктами подлинного творчества, оказываются в конечном счете лишь пеной на поверхности исторического потока созидания. Не существует прямой и непосредственной связи между характером социальной среды, в которой формируется и действует личность, и смысложизненным выбором последней. Социальная среда создает определен- ный спектр возможностей, открывающихся перед человеком в ходе его самореализации. Показано, что сложившаяся в совре- менном российском обществе система отношений, ориентирующая человека на личный успех как на высшую цель жизни, бла- гоприятствует выбору в пользу имитации. Важнейший элемент социальной среды – система образования, которая призвана не только приобщить учащихся к достижениям культуры, но и задать для становящейся личности сетку мировоззренческих коор- динат. Под этим углом зрения критически проанализирована стратегия реформирования отечественной системы образования, в основе которой лежит либеральная мифологема «возвращения России в лоно мировой цивилизации». Поскольку, как это те- перь очевидно, означенное возвращение закончилось полной неудачей, необходимо коренное изменение вектора развития страны. В свете новых реалий единственной стратегией, позволяющей сохранить политическую и историческую субъектность России, является курс на самодостаточность. Система образования, соответствующая современным условиям, должна нацели- вать учащихся не на повышение шансов на личный успех в жизненной гонке, а на социально-позитивную творческую самореа- лизацию, ведущую в конечном счете к возрастанию цивилизационного потенциала общества.

DOI: 10.31079/1992-2868-2022-19-3-36-44

Просмотры: 137

86806188